Страны

Туристические
программы

Новые
предложения

On-line
бронирование

Контакты

 



НачалоСтраныШри-ЛанкаГородаАнурадхапура - Anuradhapura

Телефонный код: 025

Город Анурадхапура – древняя столица Шри-Ланки, видевший на своем веку 113 королей. Его главная святыня – старейшее на земле дерево Бо, которому две тысячи лет. Согласно преданию, это островок того самого фикуса, под которым в 6 веке до н.э. принц Гаутама просидел десять лет в позе лотоса, достиг просветления и стал Буддой. Еще одно место, куда непременно совершают паломничество даже далекие от нирваны российские туристы – Храм Зуба Будды в Канди.

Проезд. Анурадхапура находится в 206 км к северу от Коломбо и в 138 км севернее Канди. Добраться сюда можно на машине за 5 часов из Коломбо; автобусом № 4, 14 и 57 с главной станции Пета (Коломбо) или поездом Коломбо – Анурадхапура – Вавуния за 5 часов. В поездах в 5.45 (№ 77) и 15.55 (экспресс) есть вагон с кондиционером.

Входной билет. Вход на территорию старой части Анурадхапуры платный: для взрослых – 15 USD, для детей – 7,5 USD. Билеты проверяются уже в самом городе (при входе в монастыри, например).

Точная дата основания города неизвестна. Согласно индоарийской астрологической традиции город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона – Анурадха. В 380 г. до н.э. король Пандукабхая утвердил Анурадхапуру столицей первого сингальского государства. К западу от города он построил резервуар Басавак Кулам для снабжения водой растущего населения города. В период своего расцвета город занимал площадь 52 кв. км, а население составляло несколько десятков тысяч человек. Были построены водопровод (I в. н.э.) дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, больницы и кладбище. Анурадхапура оставалась столицей в течении 1400 лет.

История Анурадхапуры – история правления 113 королей, многие из которых внесли огромный вклад в развитие города и сингальского государства. Но постоянные интервенции со стороны государств Южной Индии привели к тому, что в 993 г. город был разрушен, а столица перенесена в Полоннаруву.

И хотя последующие правители восстановили многие великие памятники Анурадхапуры, город не смог вернуть былое величие и, придя в упадок, зарос джунглями. Английский охотник обнаружил руины руины города в 1820 г., но только в 1912 г. начались серьезные археологические работы.

Анурадхапура – это не только древняя столица, но и святой город. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам, которых на территории города восемь: дерево Бо и семь дагоб (ступ). Также в древнем городе обнаружены руины нескольких монастырских комплексов.

Монастырь Абхаягирия (Abhayagiriya). Монастырь расположен в северной части древнего города и занимает площадь около 235 гектаров. Построен в I в. до н.э. для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара и создавших новое течение буддизма – Махаяну (направление буддизма, не отрицающее богов). К сожалению, монастырские записи не сохранились, поэтому история северного монастыря большей частью неизвестна.

Главная достопримечательность комплекса – Абхаягирия дагоба – была построена в 124 г. Первоначальная высота ее была 115 м, сейчас же размеры ступы не превышают 79 метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Согласно легендам Будда прибыл на остров и, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в северной части Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады. Над отпечатком ступни в Анурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем и монастырь. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но не менее важные ступы. Одна из них – Ланкарама – была построена королем Валагамбаху и какое-то время служила его убежищем во время оккупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями. Самый большой зал для ассамблей в Шри-Ланке, Саннипатасала, расположен напротив южного входа главной ступы. Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет 4 входа. Восстановлено несколько монашеских келий монастыря. Центральная комната здания, где находилась библиотека, была предназначена для учителя и использовалась в качестве комнаты для занятий. В угловых комнатах жили монахи-ученики. Кирпичные стены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамической плитки, черепки которой обнаружены при раскопках. Жилые помещения снабжались горячей и холодной водой, также существовали туалеты с уникальной дренажной системой. В трапезной монастыря обнаружен каменный котел, вмещающий 5000 плошек риса. Восстановлен большой бассейн Эт Покуна, снабжавший водой большую часть комплекса.

Другое интересное сооружение монастыря – Бассейны Близнецы (Kuttam Pokuna) с уникальной очистной системой, в которой вода проходит через ряд небольших углублений, грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в бассейны.

Монастырь Джетаванарама (Jetavanarama). Этот комплекс во многом схож с монастырем Абхаягирии. На центральной платформе комплекса возвышается гигантских размеров ступа (120 м). В эпоху распада Римской империи (IV в. н.э.) ступа являлась третьим по величине монументом в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе. Массивная кирпичная кладка фундамента уходит на 12-метровую глубину. Ступа представляет собой идеальный круг. Все ступы, включая построенные в наше время, содержат реликвии (фрагменты физических останков Будды) или построены на месте, где произошли важные религиозные или исторические события. Известно, что в древности на месте, где построена дагоба, располагались Сады Нанданы, где в течении семи дней Арахат Махинда читал проповедь. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана – «место, где засияли лучи освобождения». Из литературных работ XIII в. стало известно, что фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Каким образом и когда реликвия появилась на острове – неизвестно.

Самый большой дом образа Будды находится западнее ступы. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8 м в высоту, это было впечатляющих размеров здание.

Среди других значительных сооружений – колодец в форме лотоса, несколько древних переходов. Южнее ступы каменная ограда – интереснейший образец буддийской архитектуры. Три перекладины ограды символизируют «три драгоценности» буддизма: Будду, его Доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятся к IX – X вв. Предметы, представляющие большой исторический интерес, выставлены в археологическом музее Анурадхапуры (Archaeological museum). Открыт с 08-00 до 17-00 с понедельника по четверг, выходной – пятница. В музей можно попасть, купив входной билет для осмотра руин Анурадхапуры или же купив Road Ticket (круговой билет), в стоимость которого входит посещение достопримечательностей Культурного Треугольника (за исключением храма Зуба Будды): Анурадхапуры, Полоннарувы, Медиригирии, Сигирии, Наланды и Канди.

Ступа Тупарама (Thuparama Dagoba). Первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная в Шри-Ланке в III в. до н.э., где заключена маленькая частица правой ключицы Будды. Ступа, которую вы можете видеть сегодня, построена в 1862 г. на месте древней, разрушенной в VII в.

Ступа Руванвели Сейя / Махатупа (Ruwanweli Seya/ Mahathupa). Ступа Руванвели, или Махатупа (Великая ступа), построена на фундаменте из золотого гравия во II в. до н.э. К сожалению, после многократных реставраций ступа утратила свою первоначальную форму.

Ступа Мирисавети (Mirisawethi Dagoba). Построена в честь победы над тамильским королем.

Дерево Бо (Bodhi Tree). Один из священных объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире. Оно выросло из саженца, взятого от дерева в Будха Гойя (Непал), под которым принц Гаутама достиг прозрения. Саженец был привезен на остров монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Асоки, и был посажен в королевском парке Анурадхапуры. Так как дерево Будха Гойя в Непале не сохранилось, то Бо – это самое старое дерево на Земле: его возраст – 23 века.

Храм Исурумуния (Isurumuniya). Вход 150 Rs. Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы храм являлся самого древнего монастырского комплекса Шри-Ланки – Иссирамана. Основанный в III в. до н.э., комплекс включает в себя буддийский храм в скале, со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первоначальном виде. Как считают исследователи, здесь совершались ритуалы, вызывающие дождь. На стене у входа в святилище великолепный барельеф, изображение которого приведено во многих исторических монографиях, - девушка на коленях у своего возлюбленного воина. Работа датируется VII в. Согласно местной легенде, здесь изображен сын короля Дутугемуну, Салия, и его возлюбленная, девушка из низшей касты, ради которой Салия отказался от трона.

Окрестности Анурадхапуры

Статуя Аукана Будды (Aukana Buddha). Статуя находится в 51 км к югу от Анурадхапуры. Вход 150 Rs. Одна из лучших скульптур в Южной Азии. 13-метровая статуя, высеченная из целого камня, датируется V в. Аукана в переводе означает «пожиратель солнца» (название спорное). Статую лучше всего наблюдать во время восхода солнца. Несмотря на колоссальные размеры, пропорции статуи до совершенны, что капли дождя, падающие с носа фигуры, приземляются с точностью до миллиметра в центральную точку между ступнями.

Михинтале (Mihintale). Местечко в 11 км восточнее Анурадхапуры. Вход 150 Rs. Здесь в 247 г. до н.э. король Деванампиятисса был обращен в буддизм Арахатом Махиндой, сыном индийского императора Асоки, прибывшим на остров проповедовать учение Будды. В честь этого события в Михинтале был построен первый монастырский комплекс для Махинды и его сподвижников, раскинувшийся на четырех холмах, связанных цепочкой крутых лестничных подъемов и платформ. Здесь нужно подняться по 1840 ступенькам лестницы, чтобы с высоты увидеть множество сооружений, входивших в состав монастырского комплекса: госпиталь, павильоны, трапезную… На пути встречаются 2 великолепных бассейна: «бассейн льва», каменная цистерна, похожая на льва, из пасти которого извергается вода, и высеченный в скале 40-метровый «змеиный бассейн», увенчанный гигантской многоголовой коброй. На другой платформе, среди пальм, колонны окружают самое святое место Михинтале – ступу Амбастала, которая построена на месте, где Махинда впервые предстал перед королем. Рядом находится Арадхана Гала, гора, откуда Махинда читал свою первую проповедь. На самой верхней платформе стоит Махасейя – одна из первых ступ острова, где замурован волос Будды. При спуске с горы вам попадется на пути другая ступа, Махинда Сейя, с реликвиями Махинды, и грот, который называется «кроватью Махинды», где проповедник жил вплоть до своей смерти (199 г. до н.э.).

Гора Ритигала (Ritigala). Гора Ритигала (в переводе означает «убежище в горах») расположена в южной части Северо-Центральной провинции острова между древними столицами Анурадхапурой и Полоннарувой на высоте 600 м над уровнем моря. В течении 1500 м крутые горные склоны с большим количеством пещер служили во времена оккупаций и междоусобиц надежным убежищем для местных племен, отшельников и особ королевской крови. Ритигала сохраняла свое значение до тех пор, пока монастырский комплекс не был разрушен в период оккупации острова тамильскими завоевателями в конце X – начале XI вв. Сейчас Ритигала объявлена заповедной зоной. Разовый входной билет – 60 Rs.

Города
Туры по стране
Культурный треугольник
Коломбо
Окрестности Коломбо
Анурадхапура - Anuradhapura
Полоннарува – Polonnaruwa
Канди – Kandy
Сигирия - Sigiriya
 


Групповой тур

Индивидуально

Лечение

6 стран Африки Легенды Армении Аюрведа
Путешествия Подписка на рассылку
Лечение Полезная информация
Сафари Карта сайта
Горные походы и лыжи О компании
Отзывы Для агентств
Визы JapanTravel.ru