Страны

Туристические
программы

Новые
предложения

On-line
бронирование

Контакты

 



НачалоСтраныМьянмаГородаБаган (Паганское царство)

Возникновение Паганского государства - удивительный исторический феномен. Сильное централизованное государство возникло по историческим меркам почти мгновенно и тут же заявило о себе миру великолепными храмами и произведениями искусства, расцветом религии и исправно работающей административной системой. До сих пор ученые ломают голову над загадкой такого стремительного генезиса - ни документальные свидетельства, ни археологические раскопки не смогли раскрыть причин эволюции Паганского государства.

Основание Пагана - столицы удивительного государства-вундеркинда - летописи относят к 850 году нашей эры: тогда, по их сведениям, некий князь Пьянбу обнес этот город, расположенный на берегу реки Иравади, крепостной стеной. Неизвестно, был ли город до начала ХI в. бирманским или принадлежал кому-то еще. Но уже в середине Х века бирманский князь Сорахан, представленный летописью как властитель Пагана, построил буддийскую молельню на горе Туран в окрестностях города. Титул Сорахана подтверждает и надпись на постройке.

Судя по тем же летописям и надписям, вскоре началась борьба за баганский трон, связанная с укреплением буддизма, который не сразу и не повсеместно укоренился среди бирманцев. Одной из причин религиозных войн были различия в политических устремлениях вождей - тех, кто опирался на каруинскую родовую знать и тех, кто стремился вырваться за пределы родовых земель. По дошедшим до нас сведениям, первый известный правитель Пагана, Сорахан, отрекся от буддизма и демонстративно водрузил в столице статую змея-Нага. Бирманские хроники связывают свержение Сорахана в 964 году н.э. именно с его отступничеством. В последовавшие за этим десятилетия за власть в Пагане боролись две династии, и потому наследование всегда сопровождалось дворцовыми переворотами. Борьба за трон и «истинную веру» - буддизм была настоящей войной с традиционными бирманскими верованиями. Официально принятая у историков дата создания Паганского государства – 1044 год, когда, как утверждают хроники, на престол в Пагане взошел князь Анируда (Аноратха), объединивший под властью Пагана территорию нынешней Бирмы. Баган Туроператор "Варварка тревел"

В действительности Анируда стал баганским правителем в 1017 году, но в первые десятилетия своего правления он не посвящал походам и завоеваниям. Поначалу Паганское царство прирастало прилежащими землями соседей, пользуясь выгодным расположением в долине Иравади и контролем над крупными ирригационными системами, оставшимися от племен пью, населявших эти места в древности и ассимилированных бирманцами. Внешнеполитическая обстановка благоприятствовала Анируде: основные его соперники - моны - были вынуждены воевать против кхмеров и чолов, а прочие соседи были слабы.

В 20-30 годы XI века Анируда совершил военные походы на север и восток, присоединяя окрестные земли. Позже он устремил взор на юг, где в середине века сначала отбрал у монов захваченные ими после падения государства пью области Шрикшетры, а затем вышел к границам собственно монских земель.

Князь Анируда был не только воином, но и дипломатом. В Пегу (ныне Баго) его войска Анируды вошли как союзники монов в борьбе против горных племен. Позже нужда в дипломатической маскировке отпала, и в 1057 году бирманцы захватили монскую столицу Татон. В их руки перешли и портовые города Южной Бирмы.

Создалась сложная с этнической точки зрения ситуация: значительную часть населения нового государства составляли моны, в культурном отношении превосходившие бирманцев. Дальновидный Анируда совершил в Бирме «демографический переворот»: он вывез из Татона и Пегу несколько тысяч монских семей, включая царя и его знать. Паган стал наследником двух царств, двух культур. Уже к концу царствования Анируды его «империя» стала одним из крупнейших государств Юго-Восточной Азии. Имплантация монской культуры на тибето-бирманскую почву, внешнеполитические союзы и связи монов, унаследованные Наганом, позволили ему стремительно возвыситься. Паганские храмы, фрески, литература потрясали воображение современников.

Но все меняется. Анируда умер, и при его преемнике Май Лулане по стране прокатилась волна восстаний. Разумеется, первыми поднялись моны во главе с вождем Янмаканом, воспитанном, кстати, при паганском дворе. Первые карательные походы баганцев на юг были удачными, но восстание ширилось, и в конце концов Май Лулан погиб, монские повстанцы захватили Наган и угнали население в свои города. Молодая столица бирманского государства обезлюдела. Но моны не смогли или не захотели захватить долину Чаусхе - родовые земли бирманцев, где они избрали себе нового царя по имени Тилуин Ман. Этот полководец, прославившийся в походах Анируды, не был его родственником. Тилуин Ман набрал новое войско, изгнал монов из Нагана и в течение нескольких лет вернул бирманцам все, что было завоевано Анирудой.

Тилуин Мана (1084-1112) можно считать фактическим создателем Паганского государства. Однако во время его правления снова произошла "ионизация" Нагана. Моны занимали ключевые административные посты, монский язык, наряду с бирманским, был признан государственным. Чисто баганской осталась только армия. В стране воцарился гражданский мир. Внешняя политика Тилуин Мана тоже была довольно миролюбивой. Он предпринял только один военный поход - против царства Аракан. Бирманцы победили и присоединили земли Араканского царства к Нагану. К началу XII века Паганское царство превратилось из конгломерата покоренных земель в единое, централизованно управляемое государство со своей административной и правовой системой.Баган Туроператор "Варварка тревел"

Но велика роль личности в истории. Смерть миролюбивого Тилуин Мана неизбежно принесла большие перемены. Сразу после кончины монарха на юге, в монских землях, вспыхнули восстания. Новый царь Кансу I (1113-1167), выразитель интересов бирманской знати, сильно ограничил влияние монов на жизнь государства. С первой половины XII века монские надписи на сохранившихся памятниках практически исчезают. Исчезают и имена монов из перечней дарителей земель монастырям и участников судебных процессов (эти списки обыкновенно высекались в камне). В течение ближайших ста с лишним лет моны, превратившиеся из равноправных союзников в подчиненный народ, вынуждены были мириться со сложившимся положением.

Жители Паганского государства делилось на свободных и зависимых. В число зависимых, или «чван», входили рабы при пагодах и домашние рабы, а также монастырские крестьяне, платившие оброк. Большинство же крестьян в Пагане оставались свободными земледельцами - «асан». В стране был избыток свободных земель, и закрепостить «асан» было сложно.

Со второй половины XII века Паганское государство постепенно приходило в упадок. В конце 6о-х годов двенадцатого столетия Патан потерпел поражение в войне с Ланкой. Ланкийские армии временно оккупировали южные порты страны. Угроза вторжений горцев, которых уже не сдерживали гарнизоны пограничных крепостей, заставила бирманских царей привлекать на службу шанов. Племенные горские вожди обосновывались при баганском дворе. В течение XIII века тенденция только укрепилась: Паганское государство сокращалось, непрерывно подвергаясь ударам шанов и каренов, которые проникли даже в долину Иравади.

Агонию Пагана прекратило нападение с севера. Великие Моголы, властители Китая, во второй половине XIII века распространили свои притязания на земли южных соседей. Первое крупное поражение бирманцы потерпели в 1277 году от могольских отрядов наместника Юньнани. Вслед за этим от Пагана отделились моны и Аракан. Шанские племена перестали посылать дань. В 1283 году в Бирму вторглось новое китайское войско. Разгромив бирманскую армию под Каунсином, захватчики двинулись вниз по Иравади. Последний паган-ский царь, Кансу III, бежал на юг, где его убил один из вельмож.

Китайцы, захватив Паган, посадили на его престол своего послушного ставленника, разместили в стране гарнизоны и покинули бирманские земли. Это было довольно опрометчивым решением. Вскоре шанские князья изгнали китайцев из долины Иравади. Но Паганскому царству это уже не помогло. Формально баганский престол просуществовал еще почти девять десятилетий - на нем сменялись князья из разных владений, когда-то объединенных под властью Пагана. Последнее упоминание о баганском царе относится к 1369 году. Постепенно разрушенный и разграбленный Паган обезлюдел, деревянные дома и дворцы сгорели в военных пожарах. До наших дней в зачарованном городе-призраке сохранились только ступы и храмы, Баган Туроператор "Варварка тревел"помнящие величие Пагана.


Пагода Швезигон
В этой пагоде хранится копия священного зуба Будды, привезенного из Канди цейлонским королем. Правивший в то время в Пагане король Ануратха возложил копию реликвии на спину белого слона и сказал: «Пусть святыня хранится там, где преклонит колени этот белый слон», выбрав, таким образом, место для строительства пагоды Швезигон. Ануратха успел построить только три террасы пагоды - строительство завершил его наследник Кьянситха. Камень для стройки по его повелению добывали десятки подданных на горе Тийун. Работа заняла семь месяцев и семь дней, после чего в исторических хрониках появилась запись: «Швезигон известен и в мире людей, и в мире духов, и в мире Брахмы».


Храм Gupyaukgyi
Это сооружение знаменито своими настенными рисунками, которые изображают череду воплощений Будды, предшествовавших его последнему рождению.


Храм Ананда
Каждая сторона этого кубического сооружения составляет 53 метра в длину и 51 метр в высоту. Стены покрыты письменами - жизнеописаниями Будды. В центре возвышаются четыре статуи стоящего Будды высотой 9,5 метров каждая. Изваяния представляют Учителя, достигшего нирваны. Только две из четырех скульптур – оригиналы; обращенные к востоку фигуры пострадали от пожара, и их заменили копиями. Окружающие храм террасы украшены скульптурными сценами из буддийских сказаний («джатак»). В западной части святилища установлены статуи основателя и настоятеля храма Ананда. На пьедестале западного портала видны отпечатки стоп Будды.


Храм Тхат Бинь Ю
Название храма означает "всеведущий" - одна из десяти ипостасей Будды. Храм в XII веке построил король Алаунгситху, наследник короля Ануратха, основателя храма Ананда. Высота Тхат Бинь Ю - 66 метров. Это самый высокий храм в Багане, и с его террас открывается величественный вид на древний город. У центральной лестницы, ведущей в храм, лицом к востоку возвышаются статуи стражей. Каждую террасу, украшенную пилястрами, опоясывают два ряда окон. Свет, проникающий сквозь оконные проемы, пронизывает внутреннее пространство храма и создает эффект легкости.

Пагода Шве Сан Да
Архитектурные достоинства этой пагоды меркнут в сравнении с теми закатами, которыми можно любоваться с ее высоты.

Фабрика лаковых изделий
Баган издревле славился лакированными вещицами. На любой из многочисленных маленьких фабрик туристам рассказывают о секретах древнего ремесла и показывают, как появляются на свет эти дивные изделия, покрытые тончайшей росписью, часто золотой. Уйти без покупки просто невозможно.

Баган Туроператор "Варварка тревел"

Театр марионеток
Долгое время в Бирме не было никаких других театров, кроме кукольных. Первые из них в XI веке на территории древнего Пагана. Кукловоды здесь и по сей день - подлинные виртуозы. Старые мастера водят большую, почти в половину человеческого роста, богато разодетую марионетку на шестидесяти (!) нитях - кукла буквально оживает. Жаль, что представления, некоторые из которых артисты дают в кафе и ресторанах, в последнее время привлекают только туристов - местная публика предпочитает кино и телевизор.

Обзорная башня
Чтобы оградить исторические сооружения от несметных полчищ туристов, карабкающихся на пагоды, чтобы увидеть Баган с высоты, была построена обзорная башня с обзорными площадками: закрытой и открытой.
Башня оснащена по последнему слову техники - кондиционеры, скоростные лифты, хороший ресторан с панорамным видом на Баган, сувениры от местных ремесленников, стильные интерьеры. Для гостей отеля Aureum Bagan посещение башни бесплатно.

Города
Туры по стране
Янгон (Рангун)
Пегу (Баго)
Чайтхие (Золотой Камень)
Баган (Паганское царство)
Гора Попа
Мандалай
Пьи (Пром)
Пха Ан
Патэйн
Шанский национальный округ
Араканское царство
Пляжи
 


Групповой тур

Индивидуально

Лечение

6 стран Африки Легенды Армении Аюрведа
Путешествия Подписка на рассылку
Лечение Полезная информация
Сафари Карта сайта
Горные походы и лыжи О компании
Отзывы Для агентств
Визы JapanTravel.ru