Живописная и людная Пьяцца делле Эрбе ("площадь трав")
располагается там, где в античности находился римский Форум. в настоящее время
здесь шумит рынок, запоминающийся своими огромными зонтами. Архитектурное
обрамление площади составляют великолепные здания и сооружения, о каждом из
которых можно подробно рассказывать. Древнеримский Форум находился примерно
там, где сейчас шумят палатки Пьяцца делле Эрбе, хотя античная площадь была
намного просторнее. Ее современное название появилось в эпоху Скалигеров.
Начнем обзор площади с ее юго-западного угла, там, где начинается Виа Мадзини.
У темных и высоких домов бывшего еврейского гетто здесь стоит низкий Домус
Меркаторум (Дом Купцов, "Купеческое собрание"). Это ценнейшее строение в
готическом стиле, надстроенное гибеллинскими зубцами (которые в России называют
"кремлевскими") во время польной реставрации памятника 19 века.
Здание, запоминающееся глубокой лоджией на арках и чередою
красивых окон-бифоре, появилась на площади в эпоху Скалигеров, по желанию
Альберто I делла Скала (1301 г). Подобно монументальному занавесу, обрамляющему
Пьяцца делле Эрбе, выглядит Палаццо Маффеи (1668 г), массивная барочная
постройка появившаяся на месте предшествовавшего здания 8 века. Над аттиком
дворца установлена балюстрада со статуями античных божеств (Юпитер, Аполлон,
Венера, Минерва, Меркурий и Геркулес). В настоящее время над зданием доминирует
строгий силуэт Башни дель Гарделло, или Часовой башни, возведенной из кирпича в
1370 году по повелению Кансиньорио делла Скала (пышный аттик сооружен позднее,
в 1626 году).
Северо-восточная сторона площади начинается с живописного
Дома Маццанти, расписанного А.Кавалли фресками на мифологические сюжеты. За ним
стоит Домус Нова. Далее следует строение с оригинальным названием - Арко делла
Коста, то есть "Арка с ребром": в самом деле, в проеме висит гигантская китовая
кость. Следующее, старинное и массивное здание ратуши, Палаццо делла Раджоне,
12 века, квадратное в плане, лишь во внутреннем дворе сохранило (или, лучше
сказать, приобрело вновь, благодаря скрупулезной реставрации) средневековый
облик: здесь мы видим характерные стрельчатые арки на квадратных пилястрах,
массивные стены и типичную вронскую кладку из туфа и кирпича, с перемежающимися
белыми и красными полосами. Инициатором строительства ратуши (долгое время
здание именовалось Палаццо дель Комуне) стал Гульельмо да Оза. Постройка
не раз страдала от пожаров, и следовательно не единожды возобновлялась и
перестраивалась. Самым капитальной перестройкой следует признать работу
архитектора Камилло Бойто в 19 столетии. В ее интерьерах отметим капеллу
нотариусов, устроенную в первом ярусе Торре (башни) делла Массериа по почину
Адвокатской коллегии Вероны и посвященную Святым Зенону и Даниилу.
Над всем комплексом ратуши царствует характерная Башня
Ламберти, самая высокая в городе (83 м), которая, несмотря на общественное
предназначение, в своем названии сохраняет память о построившей ее в 1172 году
древней веронской семье. С самых первых лет существования Башня Ламберти носила
также название "Башня с колоколами" - по колоколам Ренго и Марангона (1464 г).
После реставрации на вершину башни возможен подъем - советуем совершить его
всем желающим познать Верону с высоты птичьего полета.
В центре Пьяццы делле Эрбе высится готический шедевр эпохи
Скалигеров, фонтан Веронской Мадонны (Fontana di Madonna Verona). Он был
устроен в 1368 году неутомимым Кансиньорио и в скором времени стал одним из
символов города. Каменная беседка в центре площади, известная как Берлина
("позорный столб"), служила в древности местом торжественного вступления в
должность подесты, и позднее - в другие городские должности. К группе
уникальных памятников относится и колонна Льва Святого Марка, уничтоженная
якобинцами, но затем восстановленная.
|
|