Страны

Туристические
программы

Новые
предложения

On-line
бронирование

Контакты

 



НачалоСтраныКитайО странеИскусства и ремёсла

Живопись в Китае имеет тысячелетнюю историю. Известно, что культовые фрески в надгробных сооружениях, в храмах и дворцах наравне с картинами в свитках относятся к 3-1 вв. до н.э. Интерес к живописи здесь возник намного раньше, чем в Европе. Это объясняется тем исключительным значением, которое придавали китайцы искусству рисования кистью. Оно играло видную роль в поэзии, каллиграфии, живописи. Это объясняется тесной связью между письмом и живописью, обусловленной изначально пиктографическим характером китайского письма. Поскольку китайское письмо не является фонетическим, грамотный китаец, проживающий в любом регионе страны, независимо от принадлежности к диалектической группе способен понимать письменный текст. Сплачивающая воедино всю нацию и сохраняющая историческую преемственность письменность всегда была важнее разговорного языка.

Тесная связь между письмом и китайской живописью хорошо прослеживается на примере вошедшего в обычай включения написанного текста в качестве составной части в большинство китайских картин. Это могут быть строки поэмы, название картины, имя художника и дата завершения работы, а также оттиск именной печатки автора, обычно красного цвета, иногда печатки собирателя художественных произведений. Подобные письменные дополнения к картинам стали неотъемлемой составной частью любой картины. Следует отметить, что встречаются примеры написания таких каллиграфических текстов, в которых идеограммы далеко отходят от общепринятого написания иероглифов и сами становятся отдельными картинами. Живопись в Китае включает одноцветные и многоцветные работы, выполненные типографской краской на тканях или бумаге, фресковые репродукции типа оттисков, производимых специально выгравированной деревянной формой, каллиграфию, а также другие схожие виды художественного творчества типа вышивки либо картины, выполненной методом плетения. Принадлежности для письма и рисования считаются в Китае «четырьмя сокровищами обучения». Это кисточка, краска (тушь), камень для растирания краски и бумага – предметы, высоко ценимые поэтами, учеными и художниками.

Благородными искусствами в Китае всегда считались каллиграфия, рисование, поэзия и музыка, а тогда как прикладное искусство рассматривалось как достойное уважения ремесло. Тем не менее искусные изделия китайских ремесленников издавна вызывали на Западе восхищения. И так уж сложилось, что когда думают о Китае, то всегда вспоминают шелк, нефрит и фарфор.

Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в 3 в. до н.э. Согласно легенде, идея посадки шелковицы и выращивания шелковичных червей принадлежала супруге мифического Желтого императора - Хуанди. В течении веков шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили (или их одаривали) рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя «шелковым путем», попадал на Средний Восток и в Римскую империю. Китайцы удерживали монополию на изготовление шелковых тканей примерно до 200 г. до н.э., пока секрет его производства не стал известен в Корее и Японии. На Западе (в частности, в Византийской империи) эти сведения стали известны лишь в 6 в.н.э. В настоящее время производство шелка сосредоточено в районах вокруг Ханчжоу, Сучжоу и Уси в Южном Китае. Здесь можно купить шелк по более низкой цене. Крупнейшим в КНР центром производства шелка является город Ханчжоу. На предприятиях , расположенных в городе Сучжоу, вышивка по шелку доведена до высочайшего художественного уровня.

Фарфор был изобретен в Китае в 7 в., т.е. за тысячу лет до того, как это было сделано в Европе. История изготовления художественной керамики восходит к временам неолита. Керамика саньцай, т.е. керамика с трехцветной глазурью периода династии Тан, получила мировую известность. Цвет глазури был преимущественно темно-зеленым, желтым и коричневым. Начиная с 14 в. крупным центром фарфорового производства для нужд двора и для вывоза становится город Цзиндэчжэнь. В наши дни сравнительно недорогой фарфор можно приобрести в Китае везде. Однако найти образец древнего фарфора весьма трудно, поскольку продажа фарфоровых изделий, изготовленных в период до «опиумных» войн, запрещена правительством Китая.

Жадеит и нефрит относятся к минералам, которые благодаря их мягкому блеску и богатейшей гамме окраски очень высоко ценятся в Китае. Жадеит ценится на мировом рынке выше, чем нефрит, из-за большей прозрачности, повышенной плотности и твердости, а также потому, что в природе встречается очень редко. В истории материальной культуры и на потребительском рынке эти минералы практически не различимы. В течении 18 в. нефрит в громадных объемах добывался из карьеров в горах Куньлунь. Для него характерны разные оттенки зеленого цвета (но без светящейся и искрящейся зелени жадеита). Встречается также белый, желтый и почти черный нефрит.

Начиная с 11 в. в религии даоизма распространяется поклонение «нефритовому» императору, как высшему божеству. Круглый диск , символизирующий небесный свод, до сих пор носят в Китае как талисман, а браслеты из нефрита, как полагают, защищают от ревматизма. В современном Китае в мастерских по обработке нефрита используется до 30 его разновидностей. Особенно славятся мастерские в Цинтяне (провинция Чжэцзян), Шоушане (провинция Фуцзянь) и Лояне (провинция Хунань). Изделия из нефрита, продаваемые в государственных магазинах никогда не бывают поддельными.

Кроме этого с давних времен были широко распространены изделия из лака (производство которых сосредоточено в основном в Пекине, Фучжоу и Янчжоу), и слоновой кости (центрами производства считаются Пекин, Гуанчжоу и Шанхай). Вся слоновая кость импортируется из Таиланда и некоторых африканских государств. Покупая в КНР какие-либо предметы из слоновой кости, имейте ввиду, что в ряде стран их экспорт запрещен.

Пекинская опера

Пекинская опера фактически существует лишь 200 лет, хотя истоки театрального искусства в Китае уходят значительно дальше, в глубины древности. Описания танцев времен правления династии Тан (618-907 гг.)свидетельствуют об их поразительном сходстве с танцами в современной пекинской опере. В минский период (1368-1644 гг.) получила развитие опера «куньцю», которая представляла собой музыкальную драму. И именно от нее тянутся связующие нити к многим элементам современной пекинской оперы.

В стародавние времена наличие где-либо постоянно действующего театра было очень большой редкостью. Даже в Пекине и крупных портовых городах страны спектакли пекинской оперы обычно ставились прямо на улице или базарной площади, что свидетельствовало о большой популярности этого вида искусства среди простого народа. Для него пекинская опера была по существу единственной возможностью хотя бы немного узнать о жизни вне пределов своего обыденного существования, получить представление об истории страны.

Пекинская опера включает в себя четыре главных элемента: пение, диалог, мимику и акробатику. Они тесно переплетены между собой, тогда как в европейском театре каждый элемент является самостоятельным видом сценического искусства. Основными формами пекинской оперы являются «вэньси» (гражданская пьеса) и «уси» (военная драма), однако помимо них существуют также комедии и сатирические пьесы. Сюжеты многих спектаклей пекинской оперы основываются на легендах, народных сказаниях и сказочных историях либо на содержании классических произведений литературы. В пекинской опере существуют четыре типа актерских ролей, своего рода амплуа. Это «шен» - ведущая мужская роль; «дань» - женские роли; «цзинь» - роли артистов с раскрашенными лицами; «чоу» - мужские и женские роли клоунов. Для иностранцев иногда бывает весьма затруднительно разобраться в ситуации на сцене из-за нечеткости индивидуальных ролей актеров.

Женские роли «дань» наиболее важные в спектакле. Это объясняется тем, что в большинстве драматических произведений, легенд и преданий, положенных в основу представления, в центе интриги всегда стоит женский образ. Женщина была главной фигурой китайской драмы еще со времен династии Юань (1271-1368 гг.). Как правило, роли «дань» традиционно исполняли актеры-мужчины. Однако в последние 40 лет обучать актеров-мужчин исполнению женских ролей запрещено. Причина запрете – утверждение, будто такое обучение приводит к «сексуальным извращениям».

Костюмы для любой роли в спектакле пекинской оперы шьются по моделям одежды, которую носили при дворе в периоды династий Хань, Тан, Сун и особенно Мин (1368-1644), а также в эпоху правления маньчжурских императоров. Наряды того времени тщательно изучаются по настенным рисункам и фрескам, после чего создаются соответствующие костюмы. Художники – гримеры способны «создавать» более 300 самых различных типов лицевых масок. Начало созданию сценических масок путем гримерного искусства было положено следующей историей. Героическая личность времен «троецарствия» (220-280 н.э.) полководец Чжугэ Лян отличался исключительно хрупким и женственным телосложением. Чтобы устрашить своих врагов, этот великий стратег решил разрисовать себе лицо наводящими ужас красками, изобретя тем самым своеобразную маску. Традиционно красный цвет в маске отражает преданность и смелость характера; черный цвет – покладистость, силу и неукротимую грубость натуры; голубая краска символизирует неукротимость и отвагу, но вместе с тем чрезмерную грубость; желтый цвет говорит о том же недостатке, но в ослабленной степени. Зеленый цвет грима отражает нестойкость характера, оранжевый и серый цвета свидетельствуют о преклонном возрасте, а золотая маска – знак отличия богов и богинь. Белый цвет означает предательство, хитрость и коварство.

В Китае никогда не говорят: «Иду смотреть оперу», а говорят: «Иду слушать оперу». Самое главное – умение понимать развитие сюжета и получать удовольствие от игры актеров. Здесь в максимальной степени используется фактор условности. По сравнению с западной оперой в пекинской опере все несущественное опускается , акцент делается только на самом главном. Реквизит используется очень избирательно. Например, одного весла в руках лодочника вполне достаточно для обозначения того, что действие происходит в лодке. Стиль игры актера в пекинской опере далек от реальности. В отличие от западной драмы цель актера здесь состоит не в том, чтобы создать чей-то образ. Наоборот, актер или актриса дистанцируются от своей роли и пытаются лишь цитировать своего героя, с тем, чтобы обрисовать события, с которыми связана данная роль. Малейшее движении глаз, рта, пальца наполнено в пекинской опере большим смыслом. Любое действие очень тщательно отрепетировано. Жест руки, движение ноги или поворот тела строго регламентированы и зависят от роли. Языком жестов могут быть показаны любые явления повседневной жизни. Форма и исполнение делают пекинскую оперу уникальным явлением.

О стране
География
Туристическая информация
Праздники
Религия
Архитектура
Великая Китайская стена
Культура
Великий шелковый путь
История Китая
Письменность, литература, музыка древнего Китая
Искусства и ремёсла
Китайская кухня
 


Групповой тур

Индивидуально

Лечение

6 стран Африки Легенды Армении Аюрведа
Путешествия Подписка на рассылку
Лечение Полезная информация
Сафари Карта сайта
Горные походы и лыжи О компании
Отзывы Для агентств
Визы JapanTravel.ru